Станислав Станилов: Россия и болгары в начале XXI века |
01.09.2016 12:29 | |||
К сожалению, в России нет геополитического плана в отношении болгар Станислав Станилов, Отношения между русскими и болгарами представляют собой оригинальное, даже уникальное явление, как на бытовом, так и на государственном уровне. Их начало восходит к X-XI вв., когда Киевская Русь принимает восточное (православное) христианство, кириллицу и церковный староболгарский (славянский) язык. Вследствие конфессионального и языкового родства болгары вплоть до 16 века практически наравне с греками представлены в элитарном слое Руси. Эта близость изумляла многих исследователей и политиков. Здесь можно процитировать Ю.И.Венелина, который утверждает, что «болгары – это русские, поскольку «они говорят на языке, на котором мы молимся Богу…» Эта фундаментальная база сохраняется в течение всего средневековья, даже в период татарского нашествия на Русь и Болгарию, однако она сильно ослабевает и прерывается после разгрома болгарской государственности османскими турками в конце 14 в. и падения Константинополя в середине 15 в. В период османского владычества, которое болгары справедливо называют игом и рабством, отношения между русскими и болгарами приобретают изменчивый вектор. Остается невыясненным, когда рождается миф о «Деде Иване», по-разному объясняется и его прообраз – кто-то считает, что имеется в виду король Ян (Иван) Собески, а кто-то – Иван IV Грозный. Образ России для болгар переформатировался в образ спасителя преимущественно под влиянием русской церкви и государственной власти над христианами в Османской империи. Этот образ приобретает все более яркие черты в 18 и особенно в 19 веке, когда благодаря русско-турецким войнам восстанавливается государственность греков и сербов, а румыны создают независимое государство. В Юго-Восточной Европе под игом остаются только болгары, населявшие исключительно важный для Турции в геополитическом и геокультурном смысле район – Румелию (земли между Балканскими горами и Проливами с северными берегами Эгейского моря, особенно Горнофракийская и Долнофракийская низменности) и в Мизии (земли между Дунаем и Старой Планиной). Во второй половине XIX века присутствие болгар в русском обществе существенно возрастает. Это результат теории и политики славянофилов, которые наилучшим образом отразил Н. Данилевский в своем фундаментальном труде «Россия и Европа». В нем развивается тезис о том, что Россия должна не присоединять к себе православных и их государства, а формировать федерацию во главе с Россией, где эти народы устанавливают близкие отношения и помогают друг другу. Это было целью и русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 гг., к которой именно славянофилы готовят русское общество. Они идеологи необыкновенной по своей мотивации и сущности последней военной акции России на крайнем Юго-Востоке Европы. Русская же элита, правящие круги напротив ожидают, что благодарная Болгария подчинится своей освободительнице. В это же время болгарские национал-революционеры, зараженные либеральными идеями Европы, ожидают освобождения своего народа и восстановления государства совершенно независимого, самостоятельно определяющего свою судьбу. Они не понимают, что это иллюзия, не имеющая ничего общего с реальной политикой. Поэтому все их теории и планы предусматривают завоевание свободы путем всеобщего восстания – это вторая иллюзия болгарского Возрождения. В это же самое время все болгарское общество ждет от России своего освобождения и считает это сакральной реальностью, не подлежащей сомнению. В конце концов, теория соединяется с реальностью: руководитель апрельского восстания 1876 г. Георгий Бенковский, глядя с вершины горы на сожженные турецкими ордами села Сремской долины, восклицает: «Я вонзил свой ржавый нож в сердце османской Турции. А Россия – пусть теперь она приходит…» Во время войны и в первые годы после нее русофильство у болгар представляло почти массовый психоз. Высшим его проявлением было встреченное бурными овациями предложение, внесенное в Великое народно собрание, избрать на княжеский престол Болгарии русского царя. Конфликт начался в результате противоречия между либеральным устройством болгарского государства и действиями императорской России, которая создавала Третье болгарское царство. В то же время сама Россия отставала экономически и технологически от Запада, и потому болгары попадают под прямое влияние его экономики, преимущественно бурно развивавшейся Германии. Возник парадокс: болгары не могут понять, почему Россия относится к ним как к «непослушным» детям, а русские не могут понять, почему болгары «непослушные»… В результате в двух мировых войнах болгары оказываются в антироссийских коалициях, за что жестоко наказаны и только опять-таки благодаря России (СССР) сохраняют свою государственность. Затем почти пятьдесят лет Болгария – ее доминион, а русофильство (советофильство) – государственная политика. Советское руководство имело исключительное доверие к болгарам, реализуя миллиардные инвестиции в индустриализацию страны и ее технологическое развитие. Новая драма между русскими и болгарами началась с поражения СССР в Третьей мировой, так называемой холодной войне. Еще во времена Горбачева русофилы в Болгарии с удивлением наблюдали, как русские сдаются без боя, что, по их мнению, было невозможно. После ликвидации СССР удивление переросло в драму, которую переживали более двух третей болгарских граждан. Российское руководство положило начало либеральной революции в Болгарии со сменой государственной власти. Болгарам дали ясно понять, что Россия в них не нуждается, ими не интересуется, и они должны сами решать свою судьбу. И действительно, метрополия славянского мира разорвала все реальные, созданные за полвека связи с Болгарией во всех областях. Влияние геополитической катастрофы в России болгары ощутили тяжелее, чем русские. Фактически это был уход России из геополитического района, уход, который можно сравнить только с определенным периодом во время и после Октябрьской революции. Запад вторгся в страну со всей своей либертаринской идеологической и экономической мощью свободного рынка и за короткое время почти полностью были уничтожены армия и экономика, страна превратилась в экономическую пустыню. Под натиском англосаксонского Запада Болгария была втянута в НАТО и ЕС со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тот же Запад с презрением смотрел на болгар, часть которых наивно верила, что благонамеренная и либеральная Европа поможет им в исключительно тяжелой кризисной обстановке. Презрение и даже ненависть проистекают от того, что при всех обстоятельствах болгары остаются славянами, православными и русофилами. Это архетип, для изменения которого требуются сотни лет или физическое уничтожение нации. Восстановление Российского государства в начале 21 века и последующее его реформирование в мировую державу породило новую драму для Болгарии. Слабо развитая геополитическая наука и связанная с ней практика у болгар не занималась российской геополитикой (теорией и практикой), ее базой, развитием и проявлением в различных обстоятельствах. Оказалось, что исключительно приверженные к России болгары не знали по-настоящему объект своей любви. Реакция русских на вызовы истории неизвестна болгарской публике. Она не смогла понять, что империя восточных славян, в каком бы то ни было воплощении, имеет свои особенности и правила, которые нелегко изменить. Самым распространенным определением был тезис об «имперских интересах», который повторяют как мантру, что совершенно несерьезно без выяснения, что представляет собой российская империя и каковы ее специфические рефлексы. Поэтому русофобы восприняли катастрофу как долгожданный конец империи, а русофилы (значительная их часть) как смерть бессмертной для них метрополии. Обе точки зрения были неверными, но они спровоцировали потрясение, длившееся почти десятилетие. Эти же далекие от истины взгляды породили у политической элиты ошибочные оценки и действия. В то же время присутствие болгар в России оставалось на уровне времен социализма. Там они были просто братушки, не был сомнений в том, что независимо от сложившихся обстоятельств они будут с Россией. Для определенных кругов в России стало потрясением вхождение Болгарии в НАТО и ЕС, что вызвало отрицательное отношение и у простых русских людей. Тем более, что это случилось не во время разрушительного для России кризиса, а в начале ее возрождения. В российском обществе и сегодня раздаются восклицания о предательстве, появилось что-то наподобие не свойственной для русских болгарофобии. Недовольство России болгарами явление знаковое, поскольку свидетельствует о стремлении возложить всю ответственность исключительно на болгар. Это проистекает от незнания культурного становления малых народов, происходившего в ходе их исторического опыта выживания, а еще в большей степени это непонимание специфического индивидуализма и конформизма болгар. В связи с энергетическими проектами Россия обхаживала Болгарию, на нее особенно рассчитывали в осуществлении проекта Южный поток, но он провалился. Провал был вызван прямым давлением США, чья основная цель их фундаментальной политики остается изоляция России в мире, и особенно от Европы. Лишь немногие поняли, что основная причина не в каком-то предательстве, а в отказе, а затем в запоздалой попытке России вернуться в свои стратегические глубины, одна из которых Юго-Восточная Европа. Процесс овладения Болгарией англосаксами зашел довольно далеко, чтобы рассчитывать только на болгарские инстинкты и эмоции в отношении России. Этого не смогло понять российское руководство, которое реагировало, по крайней мере, на словах, очень остро в отношении болгар, к всеобщему огорчению болгарских русофилов. Еще большим унижением был проект Турецкий поток, с помощью которого Россия впервые в своей истории наказывала и вразумляла своих геокультурных соратников, хотя и в известном смысле символически. Здесь необходимо отметить, что в России нет геополитического плана в отношении болгар. Дается общая оценка для всей зоны – не случайно десятки лет существует Институт славяноведения и балканистики, который занимается историческим, а не геополитическим анализом. «Балканские» народы в российской геополитике рассматриваются в общем, не обращая внимания на глубокие различия в их геополитических рефлексах и реакциях на вызовы истории. По сути дела независимо от огромных возможностей анализа, отношение российского общества и его элиты к стратегической глубине Юго-Восточной Европы мало отличается от того, что было во времена К. Леонтьева и Ф. Достоевского. В ответ на попытки Запада переформатировать или уничтожить историческое болгарское общество русофильские настроения в Болгарии не снижаются. Впервые в истории Болгарии без российского участия и поддержки было сформировано и зарегистрировано Национальное движение «Русофилы», уникальная организация с десятками тысяч членов. Кроме него в Болгарии существуют еще около десятка общественных объединений. Все они в различной форме поддерживают присутствие России среди болгар. В большинстве политических партий существуют русофильские настроения, открыто они выражены в радикальной патриотической партии «Атака» в определенных случаях в БСП. Эти болгары расценили события на Украине как новый Дранг нах Остен и приняли тогдашнюю российскую оценку: «Враг у ворот». Они направили наблюдателей на выборы в Крым и публично реагировали на все политические и атаки СМИ, направленные на демонизацию России и ее лидера. В то же время малочисленные русофобы имеют представительство только практически в маргинальных партиях Реформаторского блока, чьи аргументы сводятся к антикоммунизму, русскому империализму и прославлению безудержного потребления… Русофобски настроены и почти все неправительственные организации (НПО), они имеют поддержку извне и их аргументы в мантре « Русские это демоны и носители мирового зла». Так возник парадокс: русофилы составляют в Болгарии большинство, а все болгарские правительства крепко держатся за Запад и выполняют его волю. Но так было и в течение большей части новой истории болгарского государства, созданного русской кровью и русскими деньгами. Каждый раз, когда русский ресурс ( военный, экономический, культурный) присутствия в в стратегической глубине Юго-Восточной Европы уменьшается, вторгается Запад, а сейчас и Турция. С их исключительной по совокупности мощью русофилы в Болгарии, несмотря на свою многочисленность, не могут справиться без присутствия самой России среди болгар. В Болгарии есть Американский университет, но нет Российского университета, есть фонд «Америка для Болгарии», но нет фонда «Россия для Болгарии», все болгарские сми изрыгают западную культуру и русофобию, и только телевидение «Альфа» и газеты «Атака», «Русия днес» и время от времени «Дума» делают акцент на русской культуре и русофилии. На многотысячных ежегодных соборах русофилов у водохранилища «Копринка» близ города Казанлык всегда отсутствует российский посол. Несмотря на то, что архетип болгар содержит огромную дозу русофильства, русофильство болгар не может функционировать активно без присутствия России. Усиление русскости в самой России должно бы отразиться в Болгарии путем расширения « русского пространства», для чего существует достаточно условий. Это невозможно без взаимного познания о месте русских и болгар в геополитическом и геокультурном пространстве, без новой « русской идеи» будущего, без выделения проблем и решения их совместными усилиями. Вышеизложенные оценки исходят из сформированного историей русско-болгарского геокультурного единства, от которого не в состоянии отречься ни одни, ни другие.
|